Сочетанные методики применения препаратов коллагена и гиалуроновой кислоты в практике врача-косметолога
СкачатьМетаморфозы №42/2023

Салазкина Катарина Вадимовна,
врач-косметолог, преподаватель
учебного центра
Mesopharm Academy, Москва
Клинический опыт
Тканью-мишенью применения мезотерапевтических методик является дерма. В дерме условно выделяют поверхностную часть (сосочковый слой) и глубокую (сетчатый слой). Плотная неоформленная волокнистая соединительная ткань дермы преимущественно состоит из белков (коллаген, эластин, ретикулин, фибронектин) и в меньшей степени гликозаминогликанов, представленных в основном гиалуроновой кислотой.
Основным белком дермы является коллаген I типа. В гораздо меньшем количестве в ткани встречаются коллагены других типов, например, коллагены III и V типов. Около 40% всех коллагенов в организме находится в коже [6], при этом содержание данного белка составляет до 70% массы сухой дермы [9] и прогрессивно уменьшается с возрастом [10, 19, 20, 21].
Физиологическая концентрация гиалуроновой кислоты в дерме составляет в среднем 0,05 мг/мл [1] и может лежать в диапазоне от 0,01 до 0,5 мг/мл [2]. Данный гликозаминогликан принимает участие в формировании прото и микрофибрилл коллагена, а также в процессе интеграции последних в фибриллы с образованием полноценных коллагеновых волокон [2, 7].
Интересно, что гликозаминогликаны присутствуют в дерме не в свободном, а в связанном с белками состоянии. В результате межмолекулярных взаимодействий в дерме формируется организованная трехмерная система, состоящая из макромолекул белков и полисахаридов. Организованный таким образом межклеточный матрикс выполняет ряд функций [3, 4, 5, 9]:
- Обеспечение механических свойств кожи и ее прочности.
- Обеспечение барьерной и защитной функции.
- Поддержание гомеостаза дермы.
- Участие в миграции клеток.
- Регуляция межклеточных взаимодействий.
- Обеспечение способности кожи деформироваться и преодолевать деформацию.
- Участие в водном, углеводном и белковом обменах.
Поддержание структурной целостности дермы и ее функционирование зависят от метаболизма белковых структур, в частности – от обновления коллагеновых волокон [7, 9]. Поэтому основной целью инъекционной косметологии является индукция коллагеногенеза.
Биологическое и терапевтическое действие инъекционных препаратов коллагена и гиалуроновой кислоты
Данные исследований показывают, что интрадермальное введение бычьего коллагена стимулирует в течение первых суток после введения катаболические процессы в дерме, а в отделенном периоде (спустя 21 день) – анаболические [7]. Также коллагенсодержащие препараты стимулируют пролиферативную активность фибробластов, индуцируют синтез гликозаминогликанов [7] и увеличивают плотность дермы [13], оказывают положительное влияние на процессы ранозаживления [11, 14, 17].
Интрадермальное введение гиалуроновой кислоты также активизирует фибробласты, стимулирует синтез гликозаминогликанов и коллагена, уменьшает деформируемость и улучшает эластические свойства кожи [2, 17].
Исходя из этого, можно сформулировать следующие показания для применения коллагенстимулирующих препаратов и биоревитализантов на основе гиалуроновой кислоты:
- ослабление тургора и тонуса кожи при инволюционных изменениях;
- деформируемость кожи, снижение ее эластичности;
- положительная щипковая проба в нижней трети щечной области (кожа, взятая в складку, расправляется более чем за 3 секунды).
Клинические исследования доказывают положительное влияние биоревитализантов и препаратов коллагена в рамках борьбы с инволюционными изменениями: увеличивается толщина дермы, улучшается эластичность кожи [12].
Препараты, активизирующие неоколлагеногенез, формируют каркас сетчатой дермы, улучшая механические свойства кожи. В отсроченном периоде такая стратегия обеспечивает стойкий «лифтинг-эффект», что особенно актуально для пациентов именно с деформационным морфотипом старения.
Коллагенстимулирующие препараты и сочетанные схемы применения
Уже более 20 лет на рынке присутствует отечественный препарат Коллост®, а недавно появился новый препарат КОЛЛОСТ микро. Оба препарата созданы на основе бычьего коллагена. Конкурентным преимуществом препаратов является особая технология их создания, позволяющая провести самую тщательную очистку с сохранением нативной структуры коллагена. Такая очистка минимизирует риски нежелательных, в том числе аллергических, реакций [8, 15].
Эффекты коллагенстимулирующей терапии заключаются в улучшении тургора и тонуса кожи, осуществлении пролонгированного «лифтинга», ускорении ранозаживления, уменьшении выраженности морщин и других инволюционных изменений [8, 10, 11].
В последнее время набирают популярность комбинированные протоколы применения коллагенсодержащих препаратов, витаминных коктейлей и гиалуроновой кислоты. Такая стратегия позволяет получить лучший результат за счет разных механизмов действия препаратов.
Для сочетанных протоколов врачикосметологи выбирают только проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя средства, имеющие регистрационное удостоверение, действительное на территории РФ. Например, биоревитализанты компании Mesopharm – Nucleospire и MesoHydral [17], существующие на рынке с 2015 года.
Применяемая нами классическая схема предусматривает курс из 4–6 процедур с чередованием геля Коллост® и препаратов на основе гиалуроновой кислоты. Интервал между инъекциями составляет 7–14 дней.
Схема курса:
- 1-я процедура – Коллост-гель 7% (объем препарата определяется в зависимости от площади инъецирования).
- 2-я процедура – биоревитализация препаратами чистой гиалуроновой кислоты, например, MesoHydral 1,8%.
- 3-я процедура – Коллост-гель 7% (объем препарата определяется в зависимости от площади инъецирования).
- 4-я процедура – биоревитализация препаратами чистой гиалуроновой кислоты, например, MesoHydral 1,8%.
Для возрастных пациентов могут быть использованы биоревитализанты 2-го поколения – Nucleospire Revitalizing complex A и Hydro Line Extra Revitalizing Complex B. Кроме нативной высокомолекулярной гиалуроновой кислоты они содержат комплекс антиоксидантов, витаминов и аминокислот, выступающих субстратами для синтеза молекул коллагена [17].
Другой популярный препарат на основе бычьего коллагена – это появившийся сравнительно недавно препарат КОЛЛОСТ микро. Он создает в дерме матрицу для направленной регенерации, активизирует функциональную активность фибробластов, стимулирует увлажнение дермы за счет наличия на молекулах коллагена дополнительных отрицательных зарядов [8, 15].
КОЛЛОСТ микро представляет собой порошок микронизированного нативного коллагена, который требует гидратации физиологическим раствором ex tempore. При стандартном протоколе физиологический раствор в объеме 5 мл вводится с помощью шприца непосредственно во флакон с порошком и интенсивными встряхивающими движениями доводится до однородной консистенции. Также возможно восстановление препарата стерильными и зарегистрированными растворами микроэлементов и аминокислот [15].
Хранение восстановленного препарата более 2–3 часов недопустимо.
В качестве растворителя рекомендуется использовать именно физиологический раствор, так как вода для инъекций имеет осмолярность, отличающуюся от таковой плазмы крови, вследствие чего повышается болезненность при введении препарата и появляется вероятность развития осмотического шока у клеток в зоне инъекции. Возможна и авторская гидратация препарата. В этом случае рекомендуется использовать 2 мл физиологического раствора и 3 мл мезотерапевтического стерильного витаминного коктейля.
К выбору последнего стоит подходить очень тщательно, так как мезококтейль не должен содержать большого количества аминокислот (которые могут пролонгировать период распределения в тканях и биодеградации препарата, из-за чего папулы будут визуализироваться дольше), высокомолекулярных соединений (которые снижают скорость распределения в тканях препарата после введения и пролонгируют время визуализации папул), большого количества гиалуроновой кислоты (которая снижает болезненность при инъецировании, но является плохим растворителем: порошок комкается и с трудом гидратируется).
Клинический опыт
В клинической практике мы получаем хорошие результаты при чередовании препаратов КОЛЛОСТ микро и витаминного коктейля Hydro Line.
Hydro Line содержит гиалуроновую кислоту средней молекулярной массы в оптимальной концентрации – 1%, а также комплекс витаминов, аминокислот и микроэлементов.
Препараты можно чередовать по следующей схеме:
- Нечетные процедуры – КОЛЛОСТ микро, гидратированный физиологическим раствором.
- Четные процедуры – мезотерапия витаминным коктейлем Hydro Line (производитель – Mesopharm).
При чередовании курс составляет 4–8 процедур (в зависимости от возраста пациента и степени выраженности инволюционных изменений) с интервалом 14–21 день.
Стоит помнить, что не все препараты хорошо подходят для комбинированных и сочетанных процедур.
В состав современных биоревитализантов и мезококтейлей часто входят пептиды и факторы роста. Эпидермальный фактор роста EGF и фактор роста фибробластов bFGF ингибируют неоколлагеногенез [9], поэтому их сочетание с коллагенстимулирующей терапией представляется нецелесообразным.
И в заключение
Современный динамично развивающийся мир предъявляет к косметологии высокие требования. Актуальные запросы пациентов и убыстряющийся темп текущей жизни диктуют довольно жесткие условия как в отношении финального результата после курса процедур, так и в отношении скорости наступления желаемого эффекта. Все это создает предпосылки к созданию комбинированных курсов.
Коллагенстимулирующие препараты [10, 12, 18, 21] и биоревитализанты на основе гиалуроновой кислоты [2, 13, 17] доказали свою эффективность и давно зарекомендовали себя. Их комбинация обеспечивает разнонаправленное воздействие на кожу за счет «плеяды» ингредиентов. Коллаген и гиалуроновая кислота выступают в роли индукторов пластических процессов, а аминокислоты, витамины и микроэлементы обеспечивают фибробласты всеми необходимыми для этого субстратами.
Косметология XXI века уходит от соло-процедур и отдает предпочтение сочетанным протоколам, в которых «звучание» различных ингредиентов сливается в единый оркестр. Такая тактика позволяет получить лучший результат, однако, практикуя эмпирический подход, всегда стоит проявлять определенную осторожность и использовать только безопасные комбинации проверенных препаратов.
Литература
[1]Хабаров В.Н. К вопросу о концентрации гиалуроновой кислоты в препаратах для биоревитализации // Эстетическая медицина. – 2015. – Т. ХIV № 1.
[2]Галеева А.Г. Локальные изменения метаболизма кожи при внутридермальном введении нестабилизированной высокомолекулярной гиалуроновой кислоты в эксперименте: дис… канд. мед. наук. – Уфа: ФГОБУ высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России. – 2017.
[3]Основы дерматовенералогии: учебное пособие / Сост. М.М. Гафаров, Г.А. Терегулова, Т.Л. Выговская, З.Р. Хисматуллина, Н.Ю. Кудашев.– Уфа: ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава». – 2008.
[4]Кожа человека: учебное пособие / Сост. П.А. Гелашвили, А.А. Супильников, В.А. Плохова. – Самара: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Медицинский институт РЕАВИЗ». – 2013.
[5]Морфофункциональная характеристика дермы кожи и ее изменения при старении / С.С. Целуйко, Е.А. Малюк, Л.С. Кориеева, Н.П. Красавина // Бюллетень ГБОУ ВПО «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ. – 2016. – Вып. 60.
[6]Изучение физико-химических свойств сухого коллагена / О.И. Раджабов, Т. Гулямов, А.С. Тураев, А.Ю. Атажанов, Д.А. Буриев // Universum: химия и биология электрон. – 2020. – № 10 (76).
[7]Сельская Б.Н. Метаболизм коллагена и гликозаминогликанов в коже экспериментальных животных при интрадермальном введении коллагенсодержащего инъекционного препарата: дис… канд. мед. наук. – Уфа: ФГОБУ высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 2018.
[8]Прилучная А.И. Сочетанное применение препарата Коллост Микро и мезонитей на основе Поли-L-молочной кислоты // Метаморфозы. – 2022. – № 38.
[9]Синтез коллагена в коже, его функциональные и структурные особенности / О.Б. Борзых, Н.А. Шнайдер, Е.И. Карпова, М.М. Петрова, О.М. Демина, Р.Ф. Насырова // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2021. – Т. 16, № 4.
[10]Капулер О.М., Курамшина Е.Р. Прикладные аспекты коллагенотерапии в эстетической медицине// Экспериментальная и клиническая дерматокосметология. – 2013. – № 5.
[11]Ставчиков Е.Л., Зиновкин И.В., Марочков А.В. Оценка клинической эффективности биопластического материала Коллост при лечении хронических ран у пациентов с синдромом диабетической стопы // Вестник ВГМУ. – 2020.
[12]Инъекционный коллаген в коррекции возрастных изменений кожи: экспериментально-клинические параллели / Н.Е. Мантурова, А.Г. Стенько, Я.А. Петинати, Е.А. Чайковская, А.А. Болгарина // Вестник РГМУ. – 2019. – № 1.
[13]Филиппова К.А. Сравнительный анализ геля Коллост и препарата на основе 2%-ной нативной гиалуроновой кислоты в коррекции возрастных изменений кожи лица // Метаморфозы. – 2020. – № 29.
[14]Клиническая эффективность биопластического коллагенового материала Коллост у детей с термической травмой (многоцентровое исследование) / Л.И. Будкевич, В.И. Ковальчук, А.В. Глуткин, М.А. Бразоль, Г.В. Мирзоян, П.А. Гнипов, П.В. Салистый, Ю.В. Чекинев, А.А. Шмырин, Р.Б. Габитов // Российский вестник детской хирургии, анестезиологии и ревматологии. – 2018. – № 8(3). – С. 34–44.
[15]Филиппова К.А. Новый продукт Collost micro: сочетанные инъекционные протоколы // Косметика и медицина Special Edition. – 2022. – № 2/2022.
[16]Сапожникова А.И. Мифы и правда о коллагене // Точка зрения. – 2019. – № 10.
[17]Губанова Е.И., Салазкина К.В., Теллина А.Н. Биоревитализация как метод борьбы с оксидативным стрессом и другими факторами старения кожи // Эстетическая медицина. – 2017. – № 01.
[18]Стимулирующее действие коллагеновых раневых покрытий на процесс кожных ран. / Калмыкова Н.В., Андреев-Андриевский А.А., Демьяненко И.А., Манских В.Н., Лагерева Е.А. // Биомедицина. – 2017. – № 4. – С. 85–96.
[19]Kielty C.M., Shuttleworth C.A. Microfibrillar elements of the dermal matrix. Microsc Res Tech. 1997 Aug 15; 38(4): 413–27. doi: 10.1002/(SICI)1097–0029(19970815)38
[20]Decreased collagen production in chronologically aged skin: roles of agedependent alteration in fibroblast function and defective mechanical stimulation. Varani James, Dame Michael, Rittie Laure, Fligiel Suzanne, Kang Sewon, Fisher Gary John, Voorhees. Am J Pathol 2006 Jun;168(6):1861–8. doi: 10.2353/ajpath.2006.051302.
[21]Dermatol Clin. 1986 Jul; 4(3): 433–46. Connective tissue biochemistry of the aging dermis. Age-related alterations in collagen and elastin. Uitto J. PMID: 3521988.